Ответственность физических и юридических лиц за коррупционные правонарушения
Граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Физическое лицо, совершившее коррупционное правонарушение, по решению суда может быть лишено в соответствии с законодательством Российской Федерации права занимать определенные должности государственной и муниципальной службы.
В случае если от имени или в интересах юридического лица осуществляются организация, подготовка и совершение коррупционных правонарушений или правонарушений, создающих условия для совершения коррупционных правонарушений, к юридическому лицу могут быть применены меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 19.28. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) «Незаконное вознаграждение от имени юридического лица»).
Юридическое лицо может быть привлечено к административной ответственности за незаконное привлечение к трудовой деятельности либо к выполнению работ или оказанию услуг государственного или муниципального служащего, либо бывшего государственного или муниципального служащего (статья 19.29. КоАП РФ).
Применение за коррупционное правонарушение мер ответственности к юридическому лицу не освобождает от ответственности за данное коррупционное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к уголовной или иной ответственности за коррупционное правонарушение физического лица не освобождает от ответственности за данное коррупционное правонарушение юридическое лицо.
«О принимаемых прокуратурой района мерах в сфере противодействия коррупции»
Органы прокуратуры играют не маловажную роль в организации работы по борьбе коррупцией среди других правоохранительных органов, в связи с чем не удивительно, что одной из основных задач повседневной деятельности органов прокуратуры на современном этапе является противодействие проявлениям коррупции, создающим реальную угрозу стабильности и безопасности общества.
Применительно к работе прокуратуры района на указанном направлении необходимо отметить, что в текущем году при осуществлении надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции выявлено 23 нарушений антикоррупционного законодательства, для устранения которых внесены 8 представлений, к дисциплинарной ответственности за нарушения антикоррупционного законодательства привлечено 5 должностных лиц, кроме этого по инициативе прокуратуры приведено в соответствие с действующим федеральным законодательством 12 муниципальных нормативных правовых актов, регламентирующих правоотношения в рассматриваемой сфере.
Как и прежде основная часть выявленных нарушений, связана с предоставлением не полных или не достоверных сведений о доходах (расходах) государственными и муниципальными служащими, при этом выявленные нарушения связаны, прежде всего, с занижением размера полученного чиновниками дохода, не отражением имеющегося в собственности или пользовании имущества, банковских счетов и размерах хранящихся на них денежных средств, и не подачей обязательных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
Разъясняем, что при наличии информации о коррупционных проявлениях, о нарушениях антикоррупционного законодательства жители района могут лично или по средствам связи обратиться в прокуратуру Калманского района, расположенную по адресу: Алтайский край, Калманский район, с. Калманка, ул. Октябрьская, 1а.
Порядок привлечения государственных гражданских служащих к дисциплинарной ответственности за несоблюдение антикоррупционных ограничений и запретов
Порядок привлечения государственных гражданских служащих к дисциплинарной ответственности за несоблюдение антикоррупционных ограничений и запретов регламентирован Трудовым кодексом РФ, Федеральными законами «О государственной гражданской службе» и «О противодействии коррупции».
За названные правонарушения применяются следующие виды взысканий: замечание; выговор; предупреждение о неполном должностном соответствии; увольнение в связи с утратой доверия.
Дисциплинарное взыскание может быть наложено не позднее 1 месяца со дня поступления информации о совершении коррупционного правонарушения, не считая периода временной нетрудоспособности, пребывания в отпуске и других случаях отсутствия на службе по уважительным причинам, а также времени проведения проверки и рассмотрения материалов комиссией по урегулированию конфликтов интересов.
В любом случае взыскание не может быть применено позднее 6 месяцев со дня поступления информации о коррупционном правонарушении.
Проверку информации в каждом государственном органе обеспечивают подразделения кадровой службы по профилактике коррупционных и иных правонарушений.
Если же нарушение связано с наличием конфликта интересов, при применении дисциплинарного взыскания учитывается мнение комиссии по урегулированию конфликта интересов.
«Последствия совершения коррупционных преступлений»
Совершение коррупционных преступлений посягает на основы государственной власти, нарушает нормальную управленческую деятельность государственных и муниципальных органов и учреждений, подрывает их авторитет, деформирует правосознание граждан, создавая у них представление о возможности удовлетворения личных и коллективных интересов путем подкупа должностных лиц, препятствует конкуренции, затрудняет экономическое развитие.
Понятие коррупции закреплено Федеральным законом от 25.12.2008
№ 273-ФЗ «О противодействии коррупции», согласно которому под коррупцией понимают злоупотребление служебным положением, дачу взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение этих деяний от имени или в интересах юридического лица.
Иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии
с законодательством РФ.
Наибольшую опасность для общества представляют коррупционные преступления, за которые установлена уголовная ответственность.
Наиболее распространенными преступлениями коррупционной направленности являются:
— получение взятки (ст. 290 УК РФ);
— дачу взятки (ст. 291 УК РФ);
— посредничество во взяточничестве (ст. 291.1 УК РФ);
— мелкое взяточничество (ст. 291.2 УК РФ).
За эти преступления предусмотрена уголовная ответственность в виде штрафа, исправительных работ, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью либо без такового, ограничения свободы, лишения свободы. Размер штрафа, срок исправительных работ, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, ограничения и лишения свободы зависят от тяжести совершенного деяния.
К иным коррупционным преступлениям:
— присвоение или растрата (ст. 160 УК РФ);
— оказание противоправного влияния на результат официального спортивного соревнования или зрелищного коммерческого конкурса (ст. 184 УК РФ);
— подкуп работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок (ст. 200.5 УК РФ);
— коммерческий подкуп (ст. 204 УК РФ);
— посредничество в коммерческом подкупе (ст. 204.1 УК РФ);
— мелкий коммерческий подкуп (ст. 204.2 УК РФ);
— служебный подлог (ст. 292 УК РФ);
— провокация взятки, коммерческого подкупа либо подкупа в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных
или муниципальных нужд (ст. 304 УК РФ).
За эти преступления предусмотрена уголовная ответственность в виде штрафа, обязательных работ, исправительных работ, принудительных работ,
с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью либо без такового, ограничения свободы, лишения свободы. Размер штрафа, срок исправительных работ, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, ограничения и лишения свободы также зависят от тяжести совершенного деяния.
О совершенствовании законодательства в сфере противодействия коррупции
Новеллой современного антикоррупционного законодательства стало введение Федеральным законом от 13.06.2023 № 258-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее — Закон № 273-ФЗ) статьи 13.5, которой предусмотрено осуществление проверок в случае увольнения (прекращения полномочий) отдельных категорий лиц.
Так, в случае увольнения (прекращения полномочий) лица, на которое были распространены антикоррупционные ограничения, обязанности и запреты, и в отношении которого было принято решение об осуществлении проверки достоверности и полноты представленных им сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, и (или) соблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов, и (или) исполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, после завершения такой проверки и до принятия решения о применении к нему взыскания за совершенное коррупционное правонарушение лицу, принявшему решение об осуществлении такой проверки, представляется доклад о невозможности привлечения указанного проверяемого лица к ответственности за совершение коррупционного правонарушения.
Материалы проверки направляются в органы прокуратуры Российской Федерации для оценки.
При наличии оснований органы прокуратуры Российской Федерации в соответствии с пунктами 16 и 17 статьи 13.5 Закона № 273-ФЗ обращаются в установленном порядке в суд с заявлением об изменении основания и формулировки увольнения (прекращения полномочий) проверяемого лица.
По результатам удовлетворения заявления, суд изменяет основание и формулировку увольнения (прекращения полномочий) проверяемого лица и указывает в решении основание и формулировку увольнения (прекращения полномочий).