В 2019 году прокуратурой района в ходе мониторинга нормативных правовых актов органов местного самоуправления выявлено 2 не соответствующих закону муниципальных нормативных правовых акта органа местного самоуправления в сфере осуществления муниципального контроля.
Так, изучением Административного регламента осуществления муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в Калманском районе, утвержденного постановлением Администрации Калманского района от 11.07.2018 № 365, выявлены следующие нарушения закона.
Установлено, что в Административном регламенте были закреплены права и обязанности лиц, в отношении которых осуществляется муниципальный контроль.
Однако, Административном регламенте содержался не исчерпывающий перечень таких прав, предусмотренных Законом № 294-ФЗ.
В Административном регламенте было указано, что срок осуществления муниципального контроля устанавливается в соответствии с планом проведения плановых проверок, утвержденном распоряжением главы Калманского района.
При этом не учтено, что, в силу ст.10 Закона № 294, проверки могут быть не только плановые, но и внеплановые, как следствие, срок проведения внеплановой проверки в плане проведения плановых проверок, утвержденном распоряжением главы Калманского района, указан быть не может. В связи с чем, при определении срока проведения проверок в Административном регламенте следует руководствоваться положениями ст.13 Закона № 294.
В Административном регламенте были указаны основания для проведения внеплановой проверки. При этом указанный перечень оснований являлся не полным. Так, в нем не содержалось такое основание, предусмотренное ст.10 Закона № 294, как проведении проверки на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
В Административном регламенте не полностью были отражены сведения, подлежащие указанию в распоряжении о проведении проверки.
Тако, частью 2 статьи 14 Закона № 294 также закреплены такие сведения, подлежащие указанию в распоряжении о проведении проверки, как правовые основания проведения проверки; подлежащие проверке обязательные требования и требования, установленные муниципальными правовыми актами, в том числе реквизиты проверочного листа (списка контрольных вопросов), если при проведении плановой проверки должен быть использован проверочный лист (список контрольных вопросов); и т.д.
В связи с изложенным, прокуратурой района был направлен протест главе Администрации района, по результатам рассмотрения которого, НПА приведен в соответствие с требованиями действующего законодательства.
Изучением Административного регламента осуществления муниципального земельного контроля на территории муниципального образования Калманский район Алтайского края, утвержденного постановлением Администрации Калманского района от 16.08.2018 № 421, установлено, что в Административном регламенте были закреплены обязанности должностных лиц, осуществляющих муниципальный контроль. Однако, в Административном регламенте обязанности указаны неполно, отличались от п.5 ст.18 Закона № 294-ФЗ.
Кроме того, Административный регламент подлежал дополнению обязанностью, указанной в п.7.1 ст.18 Закона № 294, – знакомить руководителя, иное должностное лицо или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя с документами и (или) информацией, полученными в рамках межведомственного информационного взаимодействия.
В Административном регламенте были акреплены права лиц, в отношении которых осуществляется муниципальный контроль.
Однако, в Административном регламенте содержался не исчерпывающий перечень таких прав, предусмотренных Законом № 294-ФЗ.
Так, в пунктах 2.1, 2.2, 5 статьи 21 Закона № 294 также закреплены такие права лиц, в отношении которых осуществляется муниципальный контроль, как знакомиться с документами и (или) информацией, полученными органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в рамках межведомственного информационного взаимодействия от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация; представлять документы и (или) информацию, запрашиваемые в рамках межведомственного информационного взаимодействия, в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля по собственной инициативе; привлекать Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей либо уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации к участию в проверке.
В пунктах Административного регламента также было указано, что они распространяются на органы местного самоуправления Солтонского района, в то время как Административный регламент не может регулировать деятельность другого муниципального образования. Кроме того, в Административном регламенте было необоснованно отражено, что «Управление направляет в прокуратуру утвержденный план проверок», в то время как, согласно п.6.2 ст.9 Закона № 294, план проверок должен направляться органом муниципального контроля, в данном случае, Администрацией Калманского района.
В Административном регламенте содержались ограничения при проведении проверки, перечень которых не соответствовал федеральному законодательству в данной сфере.
Так, не нашли своего отражения в Административном регламенте ограничения, указанные в пунктах 1, 1.1, 1.2, 3, 4, 5, 6, 7, 9 статьи 15 Закона № 294.
Также пункты Административного регламента вошли в противоречие с п.12 ст.9 Закона № 294.
В п.3.3.9 Административного регламента указано, что внеплановая выездная проверка юридических лиц и индивидуальных предпринимателей может быть проведена по основаниям, указанным в пункте 3.3.6 Административного регламента, после согласования с прокуратурой Калманского района.
Однако, пунктом 3.3.9 Административного регламента не учтено, что не по всем основаниям, которые указаны в п.3.3.6 Административного регламента, требуется согласование органа прокуратуры.
На указанный НПА прокуратурой района также был принесен протест (рассмотрен и удовлетворен).
Заместитель прокурора
Калманского района
советник юстиции Е.А. Швидко